29 ноября 2012 года в общеобразовательных школах № 36 и 41 прошли родительские собрания по вопросу предстоящих выборов в новом учебном году одного из модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). 23 ноября такое же собрание прошло для родителей 3-х классов в МБОУ гимназии №64.
На собраниях присутствовали: протоиерей Геннадий Рязанцев, настоятель храма в честь Архангела Михаила, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, член Союза писателей г. Москвы, протоиерей Виталий Диесперов, настоятель Никольского храма, председатель ЕОРОиК, его заместитель, доцент ЛГПУ Е.Ю. Санкевич. Представители Православной Церкви знакомили родителей с предметом «Основы Православной культуры».
Напоминаем, что 21 июля 2009 г. Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев после встречи с представителями традиционных для нашего Отечества религий высказал мысль о праве каждого учащегося ребенка знакомиться с основами традиционной для своей семьи религией в стенах государственных образовательных учреждений. Данная инициатива Президента на практике реализовалась введением обязательного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), который с 1 сентября 2012 г. начали изучать все четвероклассники всех школ Российской Федерации. В Липецкой области Основы Православной культуры выбрали 49% школьников.
В новом комплексном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» всего шесть модулей. Четыре из них знакомят детей с основами традиционных религий (а именно: православия, ислама, иудаизма и буддизма), пятый – с основами светской (в данном случае – атеистической) этики, шестой – со всеми мировыми религиями (что рекомендуется - в старших классах).
Школа обязана предоставить каждому родителю информацию о содержании каждого модуля и обеспечить возможность осознанного и свободного выбора.
Реализуя принцип добровольности выбора, родители учащихся 3-х классов на родительском собрании добровольно выбирают один модуль (предмет), который будут изучать их дети в течение всего учебного года, закрепляя свое решение в соответствующем заявлении. Их задачей является ответственный подход к проблеме выбора с тем, чтобы их дети не просто получили еще один дополнительный предмет, а смогли бы получить помощь в духовно-нравственном воспитании ребенка, возможность «вооружить» его своевременно нравственными законами для дальнейшего жизненного пути в очень непростом современном мире.
Введение нового курса духовно-нравственного содержания закреплено нормативно-правовыми актами. Итоги предварительной апробации курса в 21 российском регионе анализировались не один раз на семинарах и совещаниях самого высокого уровня. Вывод следующий – новый предмет оказался полезен детям, понятен учителям и родителям, независимо от религиозных убеждений и не привел к конфликтам учеников по национальному и конфессиональному признаку.
Что касается предмета «Основы православной культуры», то он не является Законом Божиим. Он имеет культурологический, просветительский характер и способствует введению детей в духовную традиционную культуру, познанию, а, следовательно, и приобщению к культурным и нравственным ценностям своих предков, формированию гражданина, патриота России.
Благодаря новому предмету у нас, православных россиян, появился шанс познакомить наших детей с богатейшим сокровищем православной культуры, ценностями христианской этики, смыслами и идеалами, ради которых люди жили и умирали и надежда на духовно-нравственное оздоровление наших детей.
В отличие от модуля «Основы православной культуры», который очень широко освещает конкретные вопросы культурной традиции, например, православных праздников, модуль «Светская этика» оперирует, в основном, абстрактными понятиями, которые младший школьник еще не в состоянии усвоить.
Будем надеяться на благоразумие наших православных родителей в этом ответственном выборе.