1 ноября руководитель миссионерского отдела Усманского благочиния иерей Алексий Занин посетил Усманский медицинский колледж, где прошла встреча со студентами и педагогическим составом колледжа.
Батюшка кратко рассказал о таинствах, остановившись более подробно на таинстве исповеди.
Что такое таинство? - Невидимое, незримое, - сказал священник, - действие Духа Сватого через видимое свидетельство священника.
Исповедь действует и необходими в 3 аспектах:
- для тех, кто долго не ходит в храм - это способ вернуться в Церковь;
- для тех, кто постоянно пребывает в Доме Божием - это способ поддержки духовного состояния, духовной гигиены...
- для тех, кто, подобно блудному сыну, увлекся чуждым или расколами, или сектами - это способ вернуться к Отцу.
Прообразом этого таинства был козел отпущения в Ветхом Завете (Лев. 16:21). В те времена когда согрешивший признается в своем грехе, только тогда жертвою через священника он прощался Богом....
В Новом Завете апостолам, а через них и их приемникам, дано служение Святого Духа крестить, возлагать руки и т.д., а также и "вязать и решить": Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся (Ин. 20:23). Что вы свяжете на земле, будет связано на небе, что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18:18). Отсюда видно, что это таинство установлено Богом и в нем действует Дух Святой.
Кающийся видит себя как бы выбитым грехом за борт ковчега спасения – Церкви (1Пет. 3:20-21), заблудшим сыном Бога. А, приходя с покаянием, являет своё искреннее желание вернуться в “дом отчий” (см. притчу о блудном сыне Лк. 15,11-32). “Покаяние есть возобновление крещения” – начинает своё слово о покаянии преп. Иоанн Лествичник. Крещение есть вхождение в Церковь, а исповедь – возвращение в неё.
Протестанты справедливо обращают внимание на то, что «право прощать кающегося всегда являлось только божественным правом Самого Бога. Пациан, епископ Испанский (370г) это выразил так: «Ты говоришь: один Бог может отпущать грехи? Справедливо. Но и то, что совершает Он через священников, есть Его же власть». Спаситель даровал Церкви служение не только для созидания внешнего её Тела, но и внутреннего устроения христиан. К сожалению, этот дар оказался не воспринятым огромной плеядой протестантских конфессий.
Позиция протестантов, противопоставляющая священников Христу не имеет никаких оснований. Ведь Господь, как в Ветхом, так и в Новом Завете, не чуждается человеческих действий (рукоположения или хлебопреломления). Так и грехи прощает только Бог, сказав ученикам: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (Ин. 20:21). Таким образом, “вязать и решить” – это не присвоение себе Божественных прав, а служение Духа.
Противники Церкви, называющие самих себя христианами, недоумевают: «Никто из апостолов никому ни разу не сказал: «Прощаются тебе грехи твои», хотя они постоянно сталкивались с грешниками».
Но, подобно баптистам, пятидесятникам и прочим, поступают и «Свидетели Иеговы», спрашивая: “А почему это, если христиане и апостолы верили в Троицу, этого слова даже нет в Библии?! Никогда, ни при одном случае обращения грешников ко Христу апостолы не «разрешают» грехов «властью, данной им от Бога». В этом нет нужды для тех, кто только начинает знакомиться с Церковью. Он еще не член Церкви.
Если же человек при исповеди лукавит или, как справедливо негодуют баптисты, “перечисляет свои грехи священнику только формально, то он грешит подобно Анании, который, солгав Петру, солгал Богу (Деян. 5:4). “Покаяние только на словах, без намерения исправления и без чувства сокрушения, называется лицемерным,”-учит Церковь.
Православная Церковь требует от кающегося не просто «перечисления» грехов, а:
- их глубокого осознания;
- сердечного раскаяния;
- твердого намерения исправить свою греховную жизнь.
Без этих составляющих покаяние не может быть истинным.
Надо заметить, что и у протестантов греховность не исчезает после публичной исповеди. Как бы им этого ни хотелось, но автоматически они не становятся безгрешными даже после крещения. Баптистам хочется помнить лишь одно: «Я покаялся. Это – факт!». Но православные не забывают и иной факт – все мы много согрешаем (Иак. 3:2), а, если продолжаем грешить, то, значит, надо опять каяться. Вспоминается история одного из баптистских служителей.... Дмитрий почти 20 лет был служителем и, когда я узнал о его возвращении в родную Церковь, я позвонил ему.... "Дмитрий, что заставило, привело тебя в Церковьот баптистов?" - спросил я. Он ответил: "Ты же знаешь учение баптистов..... Мы все святые..... Но я-то себя знаю... " Вот и ответ.
Протестанты живут юридическим мышлением. Бог выкупил, я заслужил тем, что обратился к Нему. Я искуплен. Я свят. А грех – не считается (не вменяется). Православие считает, что рану, даже если не вменить, всё равно надо лечить. Православное богословие всё осмысляет более в терминах медицинских.
Дерево баптистов наклонилось к Православию, но корень остался на западе. А это только и значит, что умножится обрядность без благодати (в настоящее время у баптистов появились облачения для крещаемых, для служителей, совершающих крещение, для служителей - взяли с запада одежду-форму падре..., - вводятся написание икон в молельных домах, постройка колоколен, куполов, вышли в свет молитвенные путеводители с готовыми молитвами, проводятся курсы по обучению молитвам со вставкой своих имен), а форма без содержания – это всегда ложь, приманка, самообман. Ложь в богословии... приманка для публики... самообман для самих баптистов.
В конце батюшка ответил на вопросы студентов. Активно участвовали студентки 4 курса, у которых многое наболело и набралось много вопросов.... После общения желающие остались побеседовать дополнительно....
Большое спасибо организаторам - сотрудникам колледжа. Спаси Бог.
Слава Богу за все!
Иерей Алексий Занин.
Фото автора.