Направления работы

Авторизация

 
  

Регистрация

Главная - Детям в школе с. Пластинки о празднике «Вход Господень во Иерусалим» и Страстной седмице

Новости

Детям в школе с. Пластинки о празднике «Вход Господень во Иерусалим» и Страстной седмице

3 ап­ре­ля на­сто­я­тель хра­ма св. вмч. Ди­мит­рия Со­лун­ско­го по­се­тил шко­лу се­ла Пла­стин­ки, для то­го, что­бы рас­ска­зать уче­ни­кам о Верб­ном Вос­кре­се­нии, о тра­ди­ции освя­ще­ния верб, о празд­ни­ке Вхо­да Гос­под­ня во Иеру­са­лим и пред­сто­я­щей Страст­ной Не­де­ли.

Ба­тюш­ка от­ме­тил, что Страст­ная сед­ми­ца - это са­мая стро­гая и скорб­ная не­де­ля в го­ду. Она на­пол­не­на со­бы­ти­я­ми, ко­то­рые каж­дый кре­щен­ный в пра­во­сла­вии че­ло­век не мо­жет не знать. О. Алек­сандр рас­ска­зал ре­бя­там о том, что в Страст­ной Чет­верг (в на­ро­де он на­зы­ва­ет­ся еще "чи­стый чет­верг") вос­по­ми­на­ет­ся со­бы­тие, ко­то­рое Гос­подь, по сво­ей без­мер­ной ми­ло­сти к лю­дям, дал - это Та­ин­ство При­ча­стия. Ко­гда на ка­ну­не иудей­ской Пас­хи Уче­ни­ки спра­ши­ва­ют Хри­ста, где им при­го­то­вить пас­ху. Спа­си­тель по­сы­ла­ет их в дом, где они долж­ны най­ти – и на­хо­дят – верх­нюю гор­ни­цу, устлан­ную ков­ра­ми. В этой гор­ни­це, «ко­гда на­стал час, Он воз­лёг, и две­на­дцать апо­сто­лов с Ним» (Лк. 22:8-14). Гла­гол «воз­лечь» ука­зы­ва­ет на од­но очень важ­ное об­сто­я­тель­ство. За пас­халь­ной тра­пе­зой воз­ле­жа­ли, под­чёр­ки­вая тем са­мым, что это тра­пе­за сво­бод­ных лю­дей. Раб ест стоя, в спеш­ке за­гла­ты­вая кус­ки, – у не­го нет вре­ме­ни для тра­пезы. Сво­бод­ный че­ло­век за тра­пе­зой мо­жет по­лу­ле­жать. О том, что «Он воз­лёг» и «они воз­ле­жа­ли», го­во­рит­ся ещё в двух сти­хах – в Еван­ге­ли­ях от Мат­фея (26: 20) и от Мар­ка (14:18).

Иисус бе­рёт хлеб, за­тем ви­но. Хлеб и ви­но – два цен­траль­ных эле­мен­та Тай­ной Ве­че­ри, как и на пас­халь­ном се­де­ре у иуде­ев. Еван­ге­лист Лу­ка упо­ми­на­ет ча­шу – по-гре­че­ски она на­зва­на три­бли­он, а свя­тые Ки­рилл и Ме­фо­дий пе­ре­ве­ли это сло­во как «со­ли­ло». Со­ли­ло – ча­ша с со­лё­ной во­дой. Сла­вян­ские пер­во­учи­те­ли пе­ре­ве­ли это сло­во по смыс­лу, а не бук­валь­но. Из Еван­ге­лия от Иоан­на по­нят­но, что это бы­ла ча­ша с ка­кой-то жид­ко­стью, ибо Иисус об­мак­нул в неё хлеб. По-гре­че­ски пря­мо о жид­ко­сти не го­во­рит­ся, но упо­треб­ле­но при­ча­стие бап­сас, то есть «об­мак­нув» (в ка­кую-то жид­кость) ку­сок хле­ба. За­тем Иисус дал его Иуде.

Со­вер­шая Тай­ную Ве­че­рю, Гос­подь го­во­рит: «Сие тво­ри­те в Моё вос­по­ми­на­ние».

В па­мять та­ко­го важ­но­го со­бы­тия все пра­во­слав­ные ве­ру­ю­щие ста­ра­ют­ся при­ча­стить­ся в Страст­ной Чет­верг.

Да­лее о. Алек­сандр рас­ска­зал, что ве­че­ром в Страст­ной Чет­верг в хра­мах бу­дут чи­тать­ся 12 Страст­ных Еван­ге­лий.

Эти чте­ния име­ют сво­им со­дер­жа­ни­ем бла­го­ве­стие о стра­да­ни­ях и смер­ти Спа­си­те­ля, вы­бран­ное из всех еван­ге­ли­стов и раз­де­лен­ное на две­на­дцать чте­ний, по чис­лу ча­сов но­чи, чем ука­зы­ва­ет­ся, что ве­ру­ю­щие долж­ны всю ночь про­ве­сти в слу­ша­нии Еван­ге­лий, по­доб­но апо­сто­лам, со­про­вож­дав­шим Гос­по­да в сад Геф­си­ман­ский.

Чте­ние Страст­ных Еван­ге­лий об­став­ле­но не­ко­то­ры­ми осо­бен­но­стя­ми: оно пред­ва­ря­ет­ся и со­про­вож­да­ет­ся со­от­вет­ству­ю­щим их со­дер­жа­нию пе­ни­ем: «Сла­ва дол­го­тер­пе­нию Тво­е­му, Гос­по­ди», воз­ве­ща­ет­ся бла­го­ве­стом, вы­слу­ши­ва­ет­ся ве­ру­ю­щи­ми при воз­жен­ных све­чах.

Страст­ная Пят­ни­ца, по­жа­луй са­мый скорб­ный день в го­ду. Ба­тюш­ка рас­ска­зал, что утром в пят­ни­цу аре­сто­вав­шие Иису­са иудей­ские пер­во­свя­щен­ни­ки при­ве­ли Его к про­ку­ра­то­ру Пон­тию Пи­ла­ту (гла­ве рим­ской ад­ми­ни­стра­ции Иудеи). Пер­во­на­чаль­но Пи­лат пы­тал­ся из­ба­вить Хри­ста от каз­ни: по его при­ка­зу сол­да­ты под­верг­ли Спа­си­те­ля би­че­ва­нию, по­сле че­го про­ку­ра­тор хо­тел от­пу­стить Его, ска­зав, что на­ка­за­ние ис­пол­не­но. Од­на­ко тол­па под пред­во­ди­тель­ством свя­щен­ни­ков тре­бо­ва­ла смерт­ной каз­ни, и Пи­лат, опа­са­ясь бун­та в не­спо­кой­ном Иеру­са­ли­ме, усту­пил.
В знак то­го, что он сни­ма­ет с се­бя от­вет­ствен­ность, рим­ский про­ку­ра­тор умыл ру­ки, по­сле че­го при­ка­зал сол­да­там при­ве­сти в ис­пол­не­ние смерт­ный при­го­вор. Спа­си­тель был рас­пят на го­ре Гол­го­фе ря­дом с Иеру­са­ли­мом и скон­чал­ся к ве­че­ру пят­ни­цы. Столь быст­рая смерть на кре­сте бы­ла ред­ко­стью: как пра­ви­ло, че­ло­век уми­рал в страш­ных му­че­ни­ях на про­тя­же­нии не­сколь­ких дней.

Еван­ге­лие сви­де­тель­ству­ет, что в мо­мент смер­ти Иису­са про­изо­шло зем­ле­тря­се­ние, а в Хра­ме разо­рва­лась за­ве­са, от­де­ляв­шая ве­ру­ю­щих от ал­та­ря.

По­сле смер­ти Иису­са Его тай­ные уче­ни­ки из чис­ла вли­я­тель­ных иуде­ев упро­си­ли рим­ские вла­сти пе­ре­дать им те­ло. Они по­хо­ро­ни­ли Спа­си­те­ля в не­по­сред­ствен­ной бли­зо­сти от ме­ста каз­ни. По тре­бо­ва­нию иудей­ских на­чаль­ни­ков воз­ле гро­ба бы­ла вы­став­ле­на стра­жа. В этот день мы вспо­ми­на­ем са­мые тра­ги­че­ские со­бы­тия в че­ло­ве­че­ской ис­то­рии — из­де­ва­тель­ства, ис­тя­за­ния и страш­ную казнь, ко­то­рую пре­тер­пе­ва­ет Спа­си­тель. Ис­то­рия Страст­ной Пят­ни­цы — это не про­сто ис­то­рия о том, как ко­гда-то дав­но пло­хие лю­ди уби­ли пра­вед­ни­ка. Все ее бо­го­слу­же­ние на­по­ми­на­ет нам о том, что эта ис­то­рия име­ет опре­де­ля­ю­щее зна­че­ние для жиз­ни, ве­ры и на­деж­ды каж­до­го из нас.

Страст­ная Пят­ни­ца — день, ко­гда Гос­подь со­вер­ша­ет то, за­чем он при­шел на зем­лю. Как го­во­рит Он Сам: Ибо и Сын Че­ло­ве­че­ский не для то­го при­шел, что­бы Ему слу­жи­ли, но что­бы по­слу­жить и от­дать ду­шу Свою для ис­куп­ле­ния мно­гих (Мк 10:45)». Как на­по­ми­на­ет нам про­ро­че­ство Ис­а­ии, ко­то­рое чи­та­ет­ся в этот день во вре­мя Цар­ских Ча­сов, но Он изъ­язв­лен был за гре­хи на­ши и му­чим за без­за­ко­ния на­ши; на­ка­за­ние ми­ра на­ше­го бы­ло на Нем, и ра­на­ми Его мы ис­це­ли­лись (Ис 53:5). То, что со­вер­ша­ет­ся на Гол­го­фе, свя­за­но не толь­ко с гре­ха­ми фа­ри­се­ев, или сад­ду­ке­ев, или Иуды, или Пи­ла­та — это свя­за­но с на­ши­ми гре­ха­ми.

Уча­щи­е­ся со вни­ма­ни­ем слу­ша­ли свя­щен­ни­ка.

Ав­тор: Ку­ли­нич И. Л.

 

Перспективные планы на год

План мероприятий на март

Графики начала занятий
в воскресных школах

Протоколы заседаний
Коллегии ОРОиК
Липецкой епархии


Недели православной культуры

Графики и планы проведения
НПК на 2023-24 учебный год:
Липецкая область

Полезная информация

Протокол регионального этапа конкурса литературно-музыкальных композиций «Да святится Имя Твое» 2024 г. (г. Липецк)

Протокол регионального этапа Олимпиады по ОПК 2024 г. 

Протоколы регионального этапа конкурса «Православная книга в моей жизни»:
– конкурс рисунков,
– конкурс сочинений.

Рекомендуем посетить

Региональный этап Международных Рождественских образовательных чтений

Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира»

Региональный конкурс литературно-музыкальных композиций «Да святится Имя Твое»

Региональные детско-юношеские богословские чтения «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный

Епархиальный конкурс
«Православная книга в моей жизни»

Епархиальный этап Всероссийского конкурса иллюстрированных детских рассказов "Наследие святого благоверного князя Александра Невского"

Общероссийская олимпиада по ОПК «Русь святая, храни веру Православную»

Олимпиада школьников «В начале было Слово...»

Международный детско-юношеский конкурс имени Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне»

Образовательные чтения Центрального федерального округа

Епархиальный конкурс чтецов духовной поэзии русских классиков и современных авторов «Благослови, душе моя, Господа»

© Липецкая епархия Русской Православной Церкви. Все права защищены.
Копирование материалов в Интернете разрешено при условии наличия активной ссылки на данный сайт.
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения Редакции