В рамках Регионального этапа XXIII международных Рождественских образовательных чтений состоялась секция «Воскресные школы на современном этапе и пути их развития в условиях Липецкой митрополии».
На секции присутствовали 42 человека из числа благочинных, их помощников, директоров и преподавателей воскресных школ. Было заслушано и обсуждено 10 докладов.
Обсудили актуальность темы секции: Церковь – это Богочеловеческий организм, которому свойственно развитие во многих направлениях. Воскресная школа является неотъемлемой частью этого организма. Одна из ее основных задач – подготовка будущих прихожан. В условиях современного мира развитие воскресных школ и совершенствование образовательного процесса в них должно быть одним из основных направлений.
Были рассмотрены истоки церковно-приходского образования, принципы работы школ в дореволюционной России и отмечено, что положительным моментом того времени являлось наличие мощных традиций православного воспитания в семье. Сейчас эти традиции гораздо слабее, что еще раз подтверждает необходимость развития воскресных школ, и особенно семейных форм работы.
В процессе обсуждения были обозначены следующие проблемы, возникающие в работе школ:
- отсутствие помещений, или их недостаточная площадь;
- нехватка материальных ресурсов;
- недостаток кадров;
- недостаточная квалификация имеющихся кадров;
- отсутствие программ, методических материалов и учебных пособий;
- отсутствие понимания и поддержки со стороны прихожан (в сельских школах).
Эти проблемы проявляются тем сильнее, чем меньше населенный пункт, в котором находится школа.
При этом участники секции согласились, что, несмотря на все трудности, работу с детьми вести необходимо, и результат этой работы в преобладающей степени зависит от энтузиазма священников, преподавателей воскресных школ и их мастерства.
Значительная часть докладов и обсуждений была посвящена поиску эффективных форм организации работы с детьми. В числе таких форм были отмечены:
- факультативные занятия по интересам,
- организация праздников и концертов,
- паломнические поездки,
- научно-исследовательская работа,
- краеведение,
- работа с семьями учеников и семейные формы организации,
- военно-патриотические объединения, в частности, казачество.
Докладчики рассмотрели ряд форм и методов, повышающих результативность учебных занятий. Нашла отклик тема разработки рабочих программ. Была раскрыта важность детального планирования учебно-воспитательной деятельности для повышения ее эффективности. Поставлен вопрос о соблюдении принципов здоровьесбережения.
Было отмечено, что классно-урочная система с изучением теоретического материала не всегда способствует развитию личности и формированию образа христианина, поэтому необходимо, во-первых, параллельно с учебной вести широкую внеклассную работу, а во-вторых, проводить учебные занятия таким образом, чтобы они имели практическую направленность, определяя актуальность получаемых знаний применительно к повседневной жизни учеников.
В связи с тем, что одним из главных факторов успешности работы воскресных школ является профессионализм педагогов, многие участники секции высказали пожелание проводить мастер-классы, на которых опытные педагоги делились бы своими наработками. Также поступило предложение организовывать открытые занятия для обмена опытом.
Для оказания помощи воскресным школам маленьких сел было предложено организовывать выездные занятия педагогов крупных городских школ.
Одной из основных проблем участники секции признали недостаточное методическое обеспечение. Большинство из них ожидают помощи в решении этой проблемы от епархиального отдела образования и катехизации.
Участники отмечают, что работа секции была продуктивной: каждый получил полезную информацию для совершенствования работы своей школы.
Александр Кадуков,
руководитель секции