Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE
Методические рекомендации к организации кружка православного воспитания в детском саду
Автор: Ветрова Оксана Павловна
Задачи кружка православного воспитания дошкольников
Реализация проекта позволяет:
1. Формировать представление о нормах поведения христианина средствами игровой и практической деятельности.
2. Формировать семейные ценности у детей с участием родителей.
3. Привить любовь к традициям православной семьи: воскресное посещение богослужений, участие в Церковных Таинствах, подготовка к православным праздникам в семье, семейное чтение молитв и Евангелие, разучивание с детьми молитв (например, о родителях).
4. Познакомить детей с элементами православной культуры (архитектурой, иконописью, праздниками).
5. Создать условия для духовного развития личности дошкольника (материальные, социальные).
Принципы деятельности кружка православного воспитания дошкольников
базируются на принципах личностно-ориентированного образования в христианских традициях:
1. Принцип христоцентричности:
- в процессе занятий педагог ставит житие и образ Христа в пример детям для духовного подражания;
- чувствует сам и передает чувство присутствия Божия всегда и во всем детям;
- стимулирует и поощряет у детей нравственную работу над собой (желание различать добро и зло, делать добрые дела во имя Господа) с целью раскрытия образа Божия в душе ребенка;
- дети с эмоциональностью воспринимают чтение библейских сюжетов о Христе, сопереживают Христу, Богородице.
2. Принцип любви:
- слушая рассказы о земной жизни Иисуса Христа, дети понимают и могут объяснить выражение «Бог есть любовь»;
- отношение педагогов к детям, сотрудникам и родителям; детей к сверстникам, родителям и воспитателям с любовью (забота о ближнем, сопереживание в радости и в горе);
- воспитание чувства любви у детей к окружающему миру, себе, ближнему.
3. Принцип воцерковления:
- педагог организует чтение молитв в повседневной жизни (до и после занятий и т.д.); экскурсии в храм и общение с батюшкой;
- на занятиях кружка и в повседневной жизни педагог учит благоговейно обращаться со святынями;
- побуждает родителей к семейному посещению храма в воскресные и праздничные дни, актуализирует важность причастия в духовной жизни ребенка.
4. Принцип сообразности с природой
и выявление образа Божия в ребенке:
- на занятиях учитывает антропологические и психологические особенности дошкольников, их эмоциональное состояние;
- поощряет проявление усилия воли дошкольников, желание контролировать свои физические потребности;
- педагог пресекает греховные мысли и действия в ребенке, формируя в душах детей страх Божий;
- создает условия для раскрытия и развития дара Божьего в каждом ребенке на занятиях кружка.
5. Принцип согласованности педагогического влияния
Церкви, семьи и дошкольного учреждения:
- педагог устанавливает тесное сотрудничество с родителями воспитанников и священником (духовником детского сада), консультируется с духовником по вопросам организации и содержания занятия, приглашает священника для участия в праздничных мероприятиях и занятиях кружка, организует экскурсии в храм с благословения настоятеля;
- актуализирует проблему семейного воспитания и необходимость консолидации усилий Церкви, семьи и детского сада в процессе встреч с родителями; организует приватные и коллективные беседы со священником (другие формы работы).
6. Принцип послушания:
- педагог на занятиях посредством игр и игровых упражнений формирует у детей послушание как основу добродетелей;
- в беседах, консультациях с родителями педагог разъясняет важность формирования послушания у детей дошкольного возраста и помогает им выстроить правильные взаимоотношения с детьми, учитывая их возрастные особенности.
7. Принцип социально-производственной направленности:
- в работе с детьми педагог учитывает характерные особенности населенного пункта, виды деятельности родителей воспитанников и знакомит детей с производством. При этом обращает внимание на пользу, которую дает данное производство для всех людей, проводит аналогию производства с христианскими принципами жизни;
- использует наработки «Музея профессий», вместе с детьми участвует в создании музея;
- своим примером, примером родителей формирует у детей уважение к труду взрослых, воспитывает трудолюбие, послушание, используя игры и упражнения.
8. Принцип культуросообразности:
- свою работу с детьми строит на основе церковного календаря;
- на занятиях кружка знакомит детей с культурой и православными традициями, воспитывая благоговейное отношение к святыням;
- помогает родителям формировать и возрождать семейные христианские традиции;
- создает культурную среду в группе, способствующую душевному и духовному развитию личности ребенка.
9. Принцип индивидуального подхода:
- на занятиях педагог, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, предлагает дифференцированные задания для выполнения;
- в беседе с родителями советуется о выборе педагогических методов и воздействий на ребенка.
Участники кружка православного воспитания дошкольников
1. Дошкольники (целевая группа, на которую направлен проект)
2. Педагог(и) (целевая группа, которая реализует проект на базе конкретного детского сада)
3. Родители (как участники образовательного процесса)
4. Священник(и) (как соработники).
ИНТЕРЕСЫ:
Родители
1) Потребность в рекомендациях по вопросам воспитания детей в семье.
2) Потребность в решении вопросов потребительского отношения детей к
родителям.
3) Потребность родителей в возрождении семейных традиций.
4) Потребность в крепкой счастливой семье.
5) Потребность в христианском воспитании детей.
Дошкольники
1) Потребность в общении с Богом.
2) Потребность в любви и заботе со стороны родителей.
3) Потребность в общении с родителями.
4) Потребность в любви и заботе между родителями.
5) Потребность в добрых отношениях между членами семьи.
6) Потребность в играх дома с родителями.
Педагоги
1) Потребность обмена педагогическим опытом в вопросах православного
воспитания.
2) Потребность в духовном росте.
3) Потребность в повышении профессионального уровня.
4) Потребность в крепкой счастливой семье.
Условия реализации проекта
«Кружок православного воспитания дошкольников»
Для организации оптимальной деятельности по реализации проекта в детском саду необходимы следующие условия:
1. Желание родителей, чтобы его ребенок посещал кружок.
2. Заинтересованность ребенка, его желание.
3. Наличие православного воцерковленного педагога.
4. Благословение священником деятельности по реализации проекта.
5. Наличие специально отведенного для занятий кружка места, оформление и оборудование кабинета.
6. Наличие методических рекомендаций (перспективного, календарного планов, конспектов занятий, демонстрационного, иллюстративного и расходного, материала и пр.) к организации практической деятельности с детьми.
Алгоритм внедрения проекта «Кружок православного воспитания дошкольников» в деятельность детского сада
1. Исследование условий детского сада (есть ли возможность для внедрения проекта, заинтересована ли администрация детского сада во внедрении проекта).
2. Согласование материалов проекта с органами управления образования
(городскими (районными) отделами образования).
3. Подбор штата проекта «Кружок православного воспитания дошкольников» на базе конкретного детского сада.
4. Помощь в организации деятельности по проекту (консультирование педагога, обеспечение методическими разработками, демонстрационным и иллюстративным материалом и др.).
5. Создание условий для обмена педагогическим опытом в разрезе проекта.
Результат реализации проекта:
1. Деятельность по реализации проекта в конкретном детском саду ведется в системе на основе принципов личностно-ориентированного образования в христианских традициях.
2. Имеет место динамика в уровне обозначенных знаний, умений и навыков дошкольников: Сформировано представление о нравственных нормах поведения христианина. Дети владеют основами Православной веры (на своем возрастном уровне), имеют достаточное представление о православных традициях, элементах культуры (архитектуре, иконописи, праздниках).
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE