В завершение учебного года в воскресной школе имени протоиерея Иоанна Ракова Никольского храма Липецка состоялась итоговая аттестация в старшей группе «Подсолнушки».
Многие ребята находятся на выходе из стен воскресной школы. В какой мере они познали основы вероучения, какие умения и навыки, необходимые для православного христианина, реализуемые в ВШ в соответствии со Стандартом учебно-воспитательной деятельности, сформированы у них? Решением педагогического совета был определен 1-ый этап проверки знаний или так называемая промежуточная аттестация, которую в форме тестов, викторин, собеседований провели учителя. Итоговая аттестация приобрела более широкий масштаб: ее проводила директор ВШ, работала аттестационная комиссия во главе с настоятелем Никольского храма протоиереем Виталием Диесперовым. В первой части учащимся были предложены тесты, проверяющие знания основ Ветхого и Нового Заветов, богословия, житий святых. Сразу же аттестационной комиссией подводились итоги.
Далее – работа по группам, символизирующая восхождение на первую ступень лестницы, ведущей в Горний Иерусалим. Соответственно теме аттестации – «Рассудительность как добродетель» – была определена цель: познай себя. Эпиграфом взяты слова из 1-го послания апостола Павла к коринфянам: «Разве вы не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас?.. (1Кор. 3, 16). Вопросы определялись согласно изученному теоретическому материалу по всем предметам, а также с учетом воспитательных задач: степень воцерковления, «обожения», овладение навыками христианского благочестия, формирование духовной и нравственной ответственности и воспитание человека, любящего свою Родину, а самое главное – приобщение к образу жизни православного христианина.
Вот несколько примеров:
1) что означает, где и когда произносятся слова «горе имеем сердца»?
2) что бы вы рассказали маленькой девочке об иконе?
3) «да любите друг друга, как Я возлюбил вас» – что означает эта Божественная любовь? Умеем ли мы любить?
4) что больше всего запомнилось из истории Русской православной церкви?
5) что в вашем понимании есть свобода?
6) где в наше время можно проявить патриотизм?
Каждая группа готовила музыкальный номер, был даже сюрприз – итоги аттестации подвели сами дети в небольших отзывах. Вот некоторые:
«Каждый год проводить аттестацию именно в такой форме. Она приблизила на шажочек к Богу, мы также стали ближе друг к другу» (Коротаева Таня).
«Аттестация показала уровень знаний воспитанников, выявила проблемы, у некоторых – какие-то оплошности. Я понял, что надо больше времени уделять изучению теоретического материала» (Лучинкин Саша).
«Аттестация усилила мое стремление к получению знаний и приобретению умений именно в ВШ» (Соловьев Матвей).
«Мне как выпускнику будет приятно приходить в будущем году на такие мероприятия. Они полезны, способствуют сплочению коллектива» (Мирошкин Иван).
«Порадовали вопросы. Они были очень интересны, заставили задуматься о земной жизни, о том, что будет после нее» (Скопинцева Саша).
«Аттестация прошла на самом высоком уровне. Обстановка была достаточно серьезной, но это не помешало сохранить прекрасное настроение. Вопросы требовали конкретных ответов, но и был шанс показать свое умение рассуждать. Во всем чувствовалась доброта» (Миппульская Настя).
«Я был в группе №3. Хоть мы и не заняли первое место, но ведь проигрыш – тоже результат: есть проблемы в знаниях, значит есть над чем работать. Ведь работа над собой очень важна. Именно так формируется личность» (Павлов Максим).
Надо отметить, что в рамках аттестации была организована 16 мая, по благословению архиепископа Липецкого и Елецкого Никона, поездка учащихся в Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь для подготовки картошки к посадке. 19 мая при Никольском храме состоялась ярмарка, а с 17 по 19 мая в рамках проекта «Юный патриот» – поездка в город-герой Волгоград.
Участие каждого в этих делах – это реализация его веры, что тоже является итогом обучения в ВШ.
А.И. Борисова